Элемент_заголовка_1

В этом блоге находятся отчеты о моих покатушках и походах (с картинками)

воскресенье, 1 сентября 2013 г.

27.07.2013 - 28.07.2013. Таганай в двух частях. Часть вторая

Продолжение рассказа о походе на Таганай. Первая часть тут.
Фотографий в этом отчёте будет много, а предисловия не будет совсем (всё уже высказано в предыдущем сообщении).
Альбом. День второй
Альбом. День третий

День второй, часть первая: от Гремучего ключа на Заячью поляну (Откликной гребень, стоянка, безымянный перевал, спуск с высоты, лагерь)

Ночь прошла спокойно если не считать того, что на вершинах гор бушевала гроза, а ветер доносил редкий дождь. Проснулся я с утра раньше всех. В самом конце восьмого часа. Некоторое время повалялся в тёплом спальнике, но решил, что стоит таки выйти и хотя бы поставить воду для завтрака, ведь подъем был назначен на 9 часов. Я надел штаны, куртку, вылез из палатки и обнаружил, что весь окружающий мир был укутан плотным туманом (на самом деле, даже не туманом, а низкими дождевыми облаками). В полусонном состоянии я спустился к роднику, набрал воду в кастрюлю и, сполоснув лицо ледяной водой, окончательно проснулся. Мои товарищи так и дрыхли в палатке, пока я ходил наливать воду и разминал ноги, гуляя по поляне.
Впрочем, под мои бодрые пинки и окрики, Лёша и Дима проснулись, оделись и умылись. А тем временем, в кастрюле на горелке уже был готов рис, который мы заточили с рыбными консервами. Помыв посуду после еды, утилизировав отходы и просушив промокшие за вчера вещи, мы собрали палатку и двинулись в путь. На часах было 11-30 и окружающее пространство к этому времени очистилось от тумана, впрочем, облака летали всего лишь в какой-то сотне метров над нами. Наш путь лежал на Откликной гребень.
 В этот день туристов на тропе значительно прибавилось. Мы встречали разнообразные группы, идущие как нам навстречу, так и попутно. По дороге мы пересекли еще не одну каменную реку, некоторые можно назвать "каменными ручейками", другие же были настоящими бурными потоками из громадных булыжников. Впрочем, очень скоро в просветах между деревьев стали виднеться крутые отроги Откликного гребня.
Эти скалы называются так потому, что если достаточно громко крикнуть, то звук, многократно отразившись от скал, будет слышен на многие километры вокруг (чем я бессовестно воспользуюсь, лол). Вскоре, мы дошли до небольшой полянки, где расположилась группа школьников-туристов, с которыми мы взаимно обгоняли друг друга ни один раз. Мы тоже остановились на этой самой поляне. я решил сходить до гребня, чтобы сделать пару снимков, Дима вызвался пойти со мной. Мы оставили Лёшу и рюкзаки на поляне, а сами углубились в кусты. Впрочем, скоро кусты закончились, и перед нами предстала очередная каменная река, которая тянулась в сторону гребня.
Вначале, камни в реке были совсем маленькие и никак не мешали идти, однако, по мере приближения к гребню, камни становились всё больше, приходилось прыгать по ним, чтобы не упасть в расщелину. На одном из камней я заметил настоящую муравьиную тропу. Рыжие муравьи сновали по ней в обе стороны, иногда неся с собой какой-либо предмет. Насекомые были безжалостно сфотографированы.
Уже после того, как мы пересекли муравьиную тропу, я обнаружил, что один из муравьев намертво прицепился к ремешку моего фотоаппарата.
Впрочем, мне удалось отцепить его не причинив вреда. Наконец, я и Дима вышли к подножию Откликного гребня. Монументальный вид дополнялся тем, что вершины скал были скрыты низкими облаками.
Вообще, я изначально планировал дойти только лишь до подножия, сделать пару снимков и уйти, однако, пораженный видами, я решил, что нужно идти вверх так высоко, как позволит отсутствие альпинистского снаряжения и уклон. По большим камням мы начали подъем к кажущейся ровной площадке между двумя скалами. Очень скоро мы оказались прямо в облаках. Начал капать дождь, который, впрочем, кончился так и толком не начавшись. Через 20 минут подъема, мы оказались на целевой точке.
Площадка оказалась под неслабым таким углом, впрочем, это не мешало стоять на ней достаточно ровно, чтобы не свалиться вниз. Над нами возвышался каменный колосс Откликного гребня.
В ясную погоду с этой площадки открылся бы прекрасный вид на Двуглавую сопку, Большую каменную реку и Монблан, вершину Малого Таганая. Но тогда погода была совсем не ясная и всё, что мы видели, это быстро пролетающие облака и скрытые в них скалы (впрочем, это предавало своего рода таинственности окружающей местности). Я решил проверить свойства хребта и начал кричать во все стороны. Лёша, по рации, подтвердил, что отлично слышит мои вопли.
В общем, завершив осмотр и фотографирование, мы решили идти вниз (впрочем, с этой площадки можно взобраться и выше, если приложить немного упорства и немного подзабить на собственные жизнь и здоровье). Спуск занял у нас не двадцать, а все сорок минут (у меня есть совет: когда и если вы, читатели, попадете в это или подобные места и решитесь взобраться наверх, то найдите и запомните внизу самый заметный ориентир (в нашем случае, этим ориентиром был громадный валун на границе леса). Потому что сбиться с пути на, казалось бы, открытой местности скал достаточно просто). Мы достигли "истоков" каменной реки, бросили последний взгляд на эту часть гребня, и пошли обратно, к Лёше.
Подобрав Лёшу, взвалив на спины рюкзаки, мы двинулись в путь. Школьники, которые уже давно ушли, сказали Лёше, что до поляны, которую все используют как стоянку, осталось совсем чуть-чуть. И мы, пройдя минут 10, вышли к ней самой. С неё открывался завораживающий вид на Откликной гребень, который, пока мы шли, частично освободился из облачного плена.
Мы остановились под невысокой ёлкой. Было решено варить воду на чай. А пока она варится, я решил прогуляться до гребня и, может быть, даже подняться на него. В спутники на этот раз мне вызвался Лёша, а Дима остался внизу, варить чай.
Мы же с Лёшей прошли мимо палаток, миновали деревья, служащие своеобразной границей поляны, и начали подъем. Камни с этой стороны гребня были поменьше, подъем легче. Я забрался к началу (или концу) травянистого "языка". Дальше подниматься я не стал в виду того, что уклон был довольно крутым. Впрочем, и оттуда открывался отличный вид, в частности, на Круглицу, самую высокую гору Таганая.
По рации, Дима сообщил, что чай готов и мы вернулись обратно. Сидя под деревом, мы выпили каждый по кружке напитка, и решили идти дальше, в Долину Сказок. Мы запечатлели Откликной на матрицах наших фотоаппаратов, и пошли дальше.
Дорога вела немного в гору, вдоль высокого обрыва. У подножия этого перевала спряталась очередная стоянка: Заячья поляна. Она используется, в основном, как базовый лагерь для походов в Долину Сказок и на Круглицу. И этим решили воспользоваться мы. Решено было разбить там лагерь, оставить кого-то одного, кто больше всего устал (а им оказался Лёша), а двум другим возвращаться наверх, чтобы пойти покорять Круглицу.

По пути нам попались небольшие скалы, с которых открывался живописный вид на оставшийся позади Откликной гребень и на ждущую впереди Круглицу.
Высота, на которой мы шли, не менялась долгое время. Дорога шла в коридоре низких ёлок, которые норовили зацепиться ветками за выступающие части снаряжения. В общем-то, дорога от Откликного гребня до Долины Сказок можно назвать самой лёгкой на всём протяжении маршрута: никаких каменных рек, никаких крутых подъемов, никаких ручьев и промоин, только серебристый мягкий песочек под ногами, да мелкие узловатые корни.
В таких условиях мы достигли небольшой полянки с развилкой. На этой полянке мы снова нагнали тех самых школьников. Стрелка, нарисованная на камне синей и белой красками, указывала, что чтобы попасть на стоянку, нужно повернуть на тропинку, уходящую вправо. Так мы и сделали.
Узкая песчаная тропинка вскоре превратилась в крутую узкую песчаную тропинку. Именно на Таганае я понял, что спуски гораздо тяжелее подъемов а тот, кто утверждает обратное безбожно врёт.

В общем, спустились мы на Заячью поляну, а там уже толпа. Мы, после некоторых поисков, разместили палатку на наиболее плоском месте, на относительно ровной площадке, под сенью древ. Я очистил площадку, пока Лёша и Дима собирали дуги и расстилали тент. В общем, палатка была поставлена, вещи сложены, вода в роднике попробована и мы с Димой пошли обратно, к развилке на перевале.

День второй, часть вторая: от Заячьей поляны на Круглицу и обратно (Заячья поляна, Долина Сказок, Круглица, то же самое в обратном порядке).

Мы поднялись той же дорогой до развилки, но уже налегке (что, безусловно, намного проще) и пошли по стрелке прямо. На дереве обнаружилась табличка с указателем.
 Дорога от развилки до Долины Сказок чуть сложнее, чем от Откликного до той же развилки, она поднимается немного в гору, петляет между деревьев, а под ногами путаются корни. Впрочем, даже так эта дорога всё равно самое простое, через что мы прошли за три дня.
Через десяток минут пути по правую руку показалась поляна с обширным "садом камней", возведенным туристами. В самой глубине "сада" стояла памятная табличка в честь какого-то туриста. С левой стороны "сада камней" открывался прекрасный вид на Круглицу.
Совсем немного осталось до Долины Сказок. Несколько минут, и мы вышли к скалам, которые стеной окружают долину с серебристо-белым песком. В самой её середине высятся зубья небольших скал. Впрочем, пока что нам было не до какой-то там Долины Сказок: нашему взору предстала во всей красе Круглица (которую в старые времена называли Татарской Шапкой, из-за сходства с оной).
Запомните, ребятки: если вершина горы в облаке, то это не самый хороший знак.
А оглянувшись назад, я увидел необычное линзовидное облако.
В общем, мы, вслед за группой ребят из Златоуста, которые завели традицию раз в год подниматься на Круглицу, спустились в Долину Сказок. Погода была пасмурная и красивого эффекта бликов на песке не было, что немного меня расстроило. Хотя, даже так, Долина Сказок выглядела красивой с её низкими деревцами и белым кварцитовым песком.
Долина Сказок ещё примечательна тем, что там нет тропинок. Совсем. Только бело-синие маркеры, которые обозначают основную тропу. По ним-то мы и вышли к подножию Круглицы, миновав небольшой скальный гребень (внимание, тропа тут идёт не в обход гребня, а по наименее высокой его части).
Выйдя из-за деревьев по узкой тропинке, мы оказались у склона горы, вершина которой терялась в облаках. Подъем на гору оказался посложнее, чем подъем на Откликной гребень: на склонах Круглицы очень много  качающихся камней, что осложняет подъем и спуск. В общем, довольно быстро мы достигли, так сказать, "срединного плато", представляющего собой высокогорную тундру, с низкими стелющимися травами, чахлыми редкими деревцами и изумительными видами окружающей местности (которые, впрочем, быстро перекрыли набежавшие облака).

Тут, на самой границе облака, мы встали на привал. Мимо нас проносились призрачные волокна конденсировавшейся влаги, холодя кожу. Решили отдохнуть и подумать, стоит ли подниматься выше, при условии, что мы в футболках, а уже на этом уровне дует достаточно прохладный ветерок, да и облако, судя по всему, попалось плотное и просветов не ожидалось. Решено было не подниматься выше (если идёте в горы, берите с собой куртку, не смотря на погоду внизу).
Обратный путь не занял много времени. Мы немного пофотографировали скалы в Долине Сказок (у меня ни одной удачно фотографии не получилось), залезли на перевал и пошли к развилке. Там мы спустились вниз, я "вызвонил" по рации Лёшу, сказав, чтобы он поставил воду на горелку, внизу мы поели, приняли водные процедуры ("спасибо" идиотам, которые засрали весь ручей мыльной водой, да так, что пришлось чуть ли не до леса подниматься, чтобы воду набрать), я чуть не потерял тапок в вязком иле на берегу ручья, приготовили поесть, поели и легли спать под звуки начинающегося дождя. Дождя, который сыграет большую роль в последнем дне.

День третий: весь мир в воде (Заячья поляна, Большая каменная река, мост через реку Тесьма, Центральный кордон).

В эту ночь мне спалось не очень, проснулся я рано, чуть позже шести утра, сходил умыться под дождём, залез в спальник и стал ждать, восьми часов. Впрочем, так получилось, что все встали чуть раньше. Мы решили есть не готовить, а собраться и пойти как можно скорее. Впрочем, я настоял на небольшом завтраке. После него, мы умылись в ручье, собрали вещи, собрали палатку, накрыли рюкзаки дождевыми чехлами, сами запаковались в максимально непромокаемую одежду (у меня это был брезентовый дождевик до колен, у Димы - водооталкивающая куртка, а у Лёши - обычная кофта из флиса) и пошли по тропинке вниз. Нас ждали тринадцать километров воды. Воды с неба и воды под ногами.

Если первые полтора километра тропинки были достаточно сухими, благодарю тому, что она шла с горки, да еще и под кронами деревьев, то 9 последующих километров были наполнены дождевой водой и водой из ручьев. Старая киалимская дорога проходила под ЛЭП (которая ныне демонтирована) и полна сюрпризов, вроде торчащих остатков столбов или ям, в которые столбы были вкопаны. Иногда, дорога превращается в настоящую реку (в первые 3 километра пути мы наткнулись на участок с достаточно глубокой водой, который пришлось обходить по краю леса).
Дождь не заканчивался ни на минуту, то лишь слегка накрапывая, то поливая как из ведра. Остановок по пути почти не было, а те, которые были, не превышали по продолжительности десяти минут. Тут то и проявились минусы рюкзака Нова Тур Альфа 65 во всей красе. Он неудобен. Как бы его не сложить, как бы не отрегулировать, это ничего не меняет (хотя, предположу, что виной тому то, что у рюкзака уже была оторвана и перешита лямка, что не очень хорошо сказалось на нём). Хотя, когда мы уже достигли Большой каменной реки (а это где-то половина пути), мне таки удалось привести рюкзак в более-менее удобное положение на спине.
Когда мы пересекали самый большой язык каменной реки, где-то в километре от Тесьмы, дождь прекратился, что позволило нам всем вздохнуть с облегчением. Впрочем, на каменную реку мы всё равно не сходили, ограничившись съемками её "берегов".
Как только мы пересекли Большую каменную реку, дорога стала ровной и сравнительно сухой (во всяком случае, чтобы обойти лужи больше не требовалось углубляться в лес). Мы прошли большой луг и услышали вдали журчание воды.
Но то была не Тесьма. То был один из её многочисленных притоков. До самой реки мы прошли еще несколько минут, выйдя к броду, развилке и мосту. Переходили мы, что естественно, по мосту.
На другом берегу Тесьмы мы остановились, чтобы выжать носки и стельки. С моих стекло приличное количество воды (на будущее, едете куда-нибудь, берите запасную обувь на обратный путь в транспорте, матерчатых кедов с рынка вполне хватит). В общем, оставалось еще чуть больше трёх километров. В горку. По сырой земле и ручьям. Мы прошли этот путь с честью и вышли к той самой развилке, к которой мы спустились в первый день, в первые часы нашего похода. Тогда мы пришли сверху, а в этот раз снизу. Вот и последний бросок.

Последние километры. Впрочем, и они прошли не без приключений: пока я отлучался в кусты, Дима и Лёша просто ушли вперёд. Они не останавливались, как бы я им не кричал. Что довольно сильно меня выбесило (хотя я человек по натуре не злобный и быстро "отошёл" от этого инцидента). В общем, до выходя я дошел в одиночестве, переодел штаны на более сухие и пошел на Центральный кордон, искать своих спутников. Они сидели на скамейке и ждали меня. Получив каждый по своей порции негатива, мы снова выжали носки, "выписались" у администратора парка ("вписка" и "выписка" крайне нужные процедуры, которые, к тому же, бесплатны) и пошли на остановку. На остановке мы поймали маршрутку, вышли у автовокзала, купили перекусы в дорогу и стали ждать автобус.

Послесловие.

Автобус вёз нас под дождём по уже известному маршруту через индустриальный ад и озёрный край. Он даже сделал остановку на той же заправке у Кыштыма (там ходила мила кошечка, которую я сфотографировал). Он въехал в Свердловскую область и доставил нас всех на Автовокзал, где нас подобрал отец Лёши. Так кончился самый, не побоюсь этого слова, эпичный поход в 2013 году, оставив после себя много впечатлений и позитивного опыта.

Опыт показал, что нужно раздобыть куда более лёгкую палатку, а то даже вдвоём пять с лишним килограмм нести довольно тяжело. Поход показал, что лучше потратить больше денег на рюкзак, чтобы не пришивать лямку и не опасаться, что она может оторваться в любой момент. Поход показал, что куда бы ты не шёл, бери с собой тёплые вещи. Моток верёвки тоже будет не лишним в рюкзаке.

В общем, если вы не были на Таганае, то немедленно бросайте свои унылые дела в унылом городе и мчитесь туда (особенно, если вы из Москвы и большую часть года видите только многоэтажки и асфальт), а если вы там уже были, то съездите еще раз, на большее время. В любом случае, не пожалеете. Я решил вернуться туда следующим летом, чтобы посетить Дальний Таганай, подняться на Монблан и, конечно же, покорить Круглицу. Кто знает, может быть и вы будете там в то же самое время, что и я.